Приветствую Вас Гость!

История церкви

С началом строительства Залазнинского железоделательного завода Антип Максимович Масалов перевел большое количество крестьян из своих вотчин и с других железоделательных заводов. Привлеченным на строительство завода крестьянам для выполнения религиозных обрядов был необходим храм. Ближайшая же к Залазне Троицкая церковь находилась в селе Бельском (Бельско-Троицком) в 20 верстах от строящегося завода.

После начала работы Залазнинского завода Антип Масалов решает построить церковь. За разрешением на постройку храма он обращается в г. Санкт-Петербург. Указом священного Синода от 18 ноября 1781 г. разрешено построить в Залазне деревянную церковь. На её постройку выдана храмозданная грамота от 11 декабря 1781 г. № 180, а 1 мая 1783 г. церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного.

В 1789 г. деревянная церковь расширена приделом во имя святой Екатерины. Священниками в это время были Иерей Иоанн Емельянов и дьячок Ефим Алексеев Фомин

Через 9 лет Антип Масалов подаёт заявку на строительство каменного храма. Он обратился к губернскому архитектору Ф.М. Рослякову, который принял её 19 марта 1798 года, а Епископ Вятский и Великопермский Амвросий выдал храмозданную грамоту № 826 на построение «вместо ветхой деревянной Спасской церкви, вновь каменного храма с приделами в честь Казанской Пресвятой Богородицы и Св. Великом Антипы».

Кирпич для строительства был сделан в Залазне, железная кровля изготовлена на Залазнинском железоделательном заводе. Построенная церковь географически ориентирована: 58 , 40', 12,8” С. Ш. и 22 , 10', 54,6” В. Д.

К 1805 г. церковь была построена и 31 мая был освящён придел в честь Казанской Пресвятой Богородицы, а 18 ноября освящён второй придел.

С этого времени в селе существует каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного. В основу храма положен куб, на нем «восьмерик» под куполом, на куполе по четырём сторонам света расположены окна, над большим восьмериком располагается меньший с окнами почти на всю высоту. Он тоже под куполом, но без круглых окон. Над ним третий восьмерик ещё меньших размеров и заканчивается главкой. С восточной стороны расположен полукруглый алтарь. С западной стороны расположена просторная трапезная. Перед трапезной два придела, с левой стороны палата, а с правой располагается винтовая лестница, ведущая к колокольне. О паперти мы знаем только по старым фотографиям. Вот и вся декорация, если не считать лёгкого и едва выступающего из плоскости стены карниза под навесом железной кровли.

Простейшими средствами архитектору удалось объединить все части храма в один архитектурный ансамбль, устремлённый в небо. Церковь выполнена в белом цвете. Колокольни были подкрашены бирюзовым цветом. Вокруг церкви была построена изумительной красоты ограда, которую отлили на Залазнинском заводе.

В штате храма было 2 священника и 2 псаломщика, которые проживали в казённых квартирах. В 1891 г. насчитывалось 5055 прихожан, священниками были Князев и Утробин. Церкви принадлежали обширные наделы земли, в их числе: сенокос – 99 десятин, мелколесье – 40 десятин, неудобицы – 12 десятин, пустоши – 31 десятина.

Храм обслуживал 22 селения в радиусе до 11 вёрст. В числе прихожан были православные: 2910 мужчин и 2927 женщин. Кроме того, в эту церковь ходили старообрядцы: 265 мужчин и 269 женщин. Всего по данным на 1911 г. церковь посещали 6371 человек. Церковь была единоверческой.

К священникам той поры предъявлялись высокие требования. Священнослужитель должен быть грамотным, петь по нотам, знать крюководство, умело вести хозяйство, экономно расходовать отпущенные средства. Церковь финансировалась от Глазовского казначейства и заводовладельца. Денежный годовой доход составлял у священника – 524 р. 94 к., у псаломщика – 174 р. 98 к.

Силами общины священник обеспечивался мукой, крупой, солью, свечами, дровами и сеном на одну корову. Жена должна была обязательно владеть рукоделием, а дети хорошо учиться и быть примерными в поведении.

В 1873 г. священник Михаил Жилин обратился в Вятское Губернское Правление с просьбой на перестройку и расширение тёплого храма. К просьбе был приложен план работ с разъяснениями. В Губернском правлении без проволочек проект был рассмотрен в строительном отделе, одобрен и направлен на подпись к Губернатору. В 1886 г. существующие приделы соединяются, церковь расширяется, появляется просторная паперть. Возможно, средства на расширение храма выделил Альфонс Фомич Поклевский-Козелл, к тому времени, владелец Залазнинских заводов, человек незаурядных способностей и щедрый меценат.

В 1906 г. происходит ещё одна перестройка храма. В Строительный отдел Вятского Губернского Правления обращается Вятская Духовная Консистория с просьбой о рассмотрении и утверждении плана переустройства каменного храма в Залазнинском заводе Глазовского уезда. Проект был одобрен и подписан Губернским инженером, архитектором и делопроизводителем. Однако, в 1909 г. Залазнинский завод перестал работать, а его крестьяне в поисках работы стали переезжать на другие заводы. Состояние общества отразилось и на церкви. Вместо двух колоколен возводится только одна. Возможно, к этому времени, они нуждались в ремонте, и, в рамках этих строительных работ фактически произвели перестройку колоколен. В храме по-прежнему проводились все обряды.

С установлением советской власти положение церкви изменилось. Регистрации актов гражданского состояния переходит в ведение с/с, но люди продолжают посещать церковь.

После революции в Залазне священники долго не задерживались. В 1935 г. был репрессирован священник Андреев Николай Константинович. Осужден на 5 лет лишения свободы, реабилитирован в 1989 г. Последним священником в Залазнинской церкви был Михайлюк Фёдор Корнилович, 1879 г. рождения, уроженец Винницкой области. Он был арестован в 1937 г., ему было предъявлено обвинение по статье 58, пункты: 7, 10, 11 (антисоветская пропаганда). Михайлюк Ф.К. был расстрелян 11 декабря 1937 г. Реабилитирован в 1956 г. С 1937 г. регулярные службы в храме не велись.

Церковное здание давно привлекало атеистов. Так, в 1932 г. ученики и преподаватели ШКМ в количестве 72 человек высказывались за закрытие церкви и передачи её в ШКМ. И только 2 марта 1941 г. это здание было взято для размещения мастерских МТС. Бытует мнение, что церковь была захвачена работниками МТС по собственному желанию. Это далеко не так. Решением райисполкома от 19 февраля 1941 г. записано, что здание церкви передаётся под нужды МТС во временное пользование без права проведения там какой – либо реконструкции. Делалось это с таким расчётом, чтобы в дальнейшем это здание можно было использовать под клуб. Однако в первые месяцы работы МТС единственная колокольня была разобрана, место закрыто сплошной крышей.

Из храма была вывезена церковная утварь, растащены иконы по домам, сброшены колокола. Старожилы вспоминают, в тот день возле церкви собралось много народу, все воспитанники д\д стояли возле изгороди и наблюдали за ходом действий. Была убрана паперть, в стенах расширен проход для тракторов. Чугунный пол в трапезной был засыпан песком и выложен чурками, сверху сделан ещё слой песка, что помогло сберечь чугунный пол до наших дней. В алтаре разместилась кузница. Мастерские по ремонту тракторов располагались в храме до 1956 г., затем здание церкви использовалось для нужд колхоза «Утро».

Одно время в алтаре находилась колхозная кузница, но с постройкой совхозных мастерских в Заречной части кузницу перенесли туда. В левой палатке некоторое время был колхозный склад мягкого инвентаря. Затем его переносят в другое место. Здание церкви было как бы бесхозным. Жители села начали брать кирпич для строительства домов, однако кладка была выполнена так качественно, что взять могли только одиночные кирпичи. Стены сохранены полностью.

Здесь мы также видим, что местный храм не избежал печальной участи замирания религиозной жизни в советскую эпоху. Правда, относительная удалённость храма от райцентра оказалась спасительной для здания, в отличие от всех других каменных храмов Омутнинского района, - оно использовалось для технических нужд, практически не подвергаясь перестройкам.

С 1990 г. началось постепенное восстановление церкви. Было проведено собрание пенсионеров села, сюда приехал священник Антоний из Омутнинска, который помогал на первых порах в организационных вопросах. Сам лично провёл первую службу. Долгое время затем он руководил восстановлением Великорецкой церкви, принимал паломников, находился в сане игумена, именовался отцом Тихоном. Старостой была избрана – Катаева Анна Петровна, женщина энергичная. Она организовывала работы по восстановлению церкви. На все субботники приходили жители села, а руководители местных организаций выделяли технику. Первоначально была восстановлена палатка. В восстановлении церкви оказали помощь Валов Владимир Аркадьевич - директор химического завода п. Восточный и Кузнецов Владимир Андреевич - директор ОМЗ.

Первая служба в восстанавливаемой церкви была проведена в палатке в феврале 1993 г. Далее взялись за восстановление четверика и алтаря, первая служба здесь проведена в апреле 1996 г.

В настоящее время в церкви есть священник отец Владимир (Мозговой Владимир). В церкви проводятся службы, но народу ходит немного, в основном пожилые люди. Только по большим праздникам: на Рождество и Пасху собирается много людей, но они не являются постоянными прихожанами.

Уже четверть века в селе ведутся постепенные работы по восстановлению храма. Что бы храм засиял во всём своём великолепии, ещё нужно немало потрудиться.

Спасская церковь с. Залазна - единственный в районе сохранившийся с конца XVIII века православный храм.

Список священников Залазнинской Спасской церкви