Леонид Михайлович Тукмачев - педагог, ученый, человек.
(Из воспоминаний Тукмачевой Анны Петровны о жизни Леонида Михайловича)
В детский дом Лёня поступил в 5 лет. Тогда была группа для дошкольников. Рос болезненным мальчиком, постоянно лежал в изоляторе под наблюдением медсестры и врача Мальцевой Е.И. Лечился в санатории, в Крыму.
Учился в Залазнинской школе. В первом классе из-за болезни не учился, но умел читать, писать, решал примеры и был определён сразу во 2 класс. Первой учительницей была Валентина Алексеевна Рудакова.
Времена жизни в детском доме были разные. Иногда было нечего надеть и холодно и голодно, а иногда сельские ребята завидовали жизни детдомовцев. Их очень хорошо одевали, замечательно кормили. Время суток было спланировано, организовано. Работали кружки: столярный, слесарный, швейный, рукоделия, сапожный, под руководством специалистов Н. О. Соболевой, А. В. Горшкова, А. Г. Горшкова. Отводилось время на подготовку уроков и развлечения, всегда соблюдался тихий час. Изменения в лучшую сторону особенно стали заметны во время директорства Марии Тимофеевны Гусевой. Она постепенно преобразовала каждый корпус; сменила деревянные кровати на детские железные с сеткой, заправила их новым постельным бельём, сменила столы, тумбочки, шкафы, повесила новые шторы, заменила скатерти, выдала всем новые пальто, костюмы, ботинки и рукавички. Создала в корпусах домашнюю обстановку. Одновременно с обновлением в корпусах организовала особый, домашний подход и к питанию. По выходным устраивала обеды по заказам. Для этого в субботу обходила корпуса и советовалась с ребятами, что приготовить на обед в воскресенье, принимая от них «заявки», и старалась выполнить всё, если позволял набор продуктов. С её появлением в д/доме появилось много лыж, санок, и ребята могли отдохнуть на свежем воздухе. Всё это делалось организованно, под присмотром и организацией воспитателя и старшего по группе, который назначался из числа старшеклассников.
При Марии Тимофеевне стало развиваться подсобное хозяйство. Обзавелись коровами, свиньями, появилось несколько лошадей. Взрослые ребята стали шефствовать над подворьем. Мальчики любили лошадей, чистили, купали их, пасли по ночам. Девочки помогали скотницам. Группами работали на приусадебном участке, помогали взрослым в выращивании картошки и других овощей. У ребят появилось своё мясо, молоко, картошка, морковь, лук, капуста.
Чтобы получать молоко и мясо, нужно было косить. У д/дома были свои луга для сенокоса. Старшие ребята были собраны в бригаду косарей. Они вставали до зари и организованно уходили на луга, косили в прохладу, а к завтраку возвращались домой. Кормили косарей лучше, чем остальных ребят, поэтому ребята посильнее просились в эту бригаду. Но для этого необходимо было пройти испытание, своеобразный экзамен. Из девочек наиболее подходящих по возрасту была создана другая бригада, которая вместе с взрослыми сгребала сено, а хозяйственные работники подвозили копны и метали стога.
На кружках ребята под руководством специалистов ремонтировали мебель и другую домашнюю утварь, а девочки ремонтировали одежду и бельё. Сапожники под руководством Александра Егоровича Горшкова учились подшивать валенки и ботинки.
Культурная жизнь ребят, тоже не ограничивалась только чтением книг перед сном. Когда в Залазне еще не было звукового кино, в д/доме стал работать молодой воспитатель, который по выходным ездил в Омутнинск на звуковое кино и рассказывал ребятам содержание фильмов. Однажды он побывал в кино на картине «Чапаев» и очень подробно, исполняя даже песню Чапаева «Чёрный ворон», рассказал содержание кино ребятам. Ребята загорелись мечтой побывать на звуковом кино, и директорша организовала им такой поход. Ребята сходили пешком «обуденкой», т. е. за один день в Омутнинск в кино на картину «Весёлые ребята».
В те времена в Залазнинском д/доме было не менее 100 человек. Среди них были способные и любознательные ребята. В числе таких ребят был и воспитанник Лёня Тукмачёв. В д/доме было старенькое пианино, которое стояло в пионерской комнате, Лёня заходил туда и на слух подбирал знакомые мелодии. Позднее, когда в д/дом приехал музыкальный работник Бронислава Витольдовна, он занимался с ней. Молодая учительница музыки была очень строга. Порой за неверно исполненную ноту била Лёню по рукам, но это его не обижало, а только вселяло большее желание научиться правильно играть. Ему доверяли ключ от пионерской комнаты, и по вечерам он неизменно пропадал там, не только тренировался, выполняя домашние задания по музыке, но и разбирал ноты знакомых песен. Когда в д/доме появился аккордеон, он уже легко мог играть на нём. До этого он научился играть на баяне, сначала на слух, а потом по нотам.
Живя в д/доме, он доучился до 9 класса. Началась война и из 9 класса в 1943 году, в феврале месяце его взяли вместе с другими ребятами в армию. Там он окончил курсы радистов, попал на передовую, был ранен и отправлен в госпиталь. В госпитале проявил интерес к медицине. Его послали на курсы медиков. Окончив их, он получил должность санинструктора и снова был отправлен на передовую. В его обязанность входило подбирать раненых и подвозить их в полевой госпиталь.
Тут он насмотрелся всякого! Рассказывал, как однажды подобрали раненого в ногу бойца, нога висела на кожице. Чтобы она не причиняла дополнительную боль бойцу, ему пришлось отрезать ногу перочинным ножом. А другой ранен был в живот. Они вдвоём с ямщиком положили его на шинель, аккуратно подобрали внутренности и положили раненого на телегу. Но пока везли, боец скончался. Раненых увозили в полевой госпиталь, там оказывали первую помощь и отправляли в тыл.
Леонид служил в подразделении 51 танковой бригады. Был самым младшим, невысокий ростом, худощавый, старшие товарищи называли его сынком. Однажды они передвигались по линии фронта на танке через лес, Лёня сидел на броне с краю, его подхватило сучком ели за гимнастёрку и стащило с танка. Так он отстал от своего отряда, пришлось отыскивать товарищей не один день.
Во время войны вся страна жила под лозунгом «Всё для фронта – всё для победы». Население тыла платило добавочные налоги с каждого хозяйства. Было положено сдать определённое количество молока или масла, мясо, яйца, шерсть. Колхозники в войну работали бесплатно, им начисляли трудодни, но на них ничего не платили – было нечем. Весь собранный урожай сдавали Государству. Были трудности и с вывозом зерна. Лучших лошадей забирали на фронт, в колхозе оставались клячи, которые еле справлялись с работами по хозяйству, на пахоте, подвозке дров, сена на фермы, навоза на поля. Поэтому сельский совет договаривался с местными организациями, чтобы они на своём, тоже скудном транспорте, помогали колхозу вывезти зерно Государству. В этом деле не обходили стороной и детские организации. Так детский дом с помощью детей, воспитателей и подсобных рабочих помогал колхозу, а, следовательно, селу выполнять план по сдаче зерна Государству. Ребята сшили рюкзачки и старшеклассники, по силе своих возможностей, несли пешком в Омутнинск колхозное зерно. Делалось это в один день, ребята должны были вернуться и в понедельник снова сесть за парты.
Питание в военные годы в детском доме было очень плохое. Хлеба воспитанникам давали как и всем жителям села по 400 гр. Быстро была съедена заготовленная на зиму картошка, не было круп и конечно мяса и масла, ребят кормили «баландой» (мучной болтушкой на воде) и чаем без сахара, заваренным на травах. Одеть ребят было тоже не во что. Донашивали всё, что оставалось от лучших времён. Подшивали собственными силами валенки и ботинки, шили из старых байковых одеял бурки В таких условиях жили в войну воспитанники детского дома.
И вот долгожданная победа! Демобилизовавшись в 1945 году, Леонид Тукмачев снова вернулся в свой родной д/дом. Его приняли как бывшего воспитанника и устроили воспитателем. Он знал порядки д/дома, знал психологию сирот и подходы к ним. Пользовался уважением среди ребят и добросовестно работал. Руководил хором воспитанников, обучал желающих ребят игре на аккордеоне и струнных инструментах.
Но у него была цель получить высшее образование и специальность. В 1945 году он поступил в Омутнинский учительский институт на факультет физики и математики. С отличием закончив его в 1947 году, он попросил комиссию снова направить его в Залазнинский д/дом. Но директор Залазнинской школы Гусев Вячеслав Васильевич, зная его огромный интерес к химии, предложил ему уроки химии в старших классах. Так он стал преподавателем химии и физики в Залазнинской школе.
В сельской школе не было конечно химического кабинета, не было нужных реактивов. Принимая должность, он получил шкаф в одном из классов. В нём несколько пробирок, колба , поваренная соль в пробирке, пакетик двууглекислого натрия, порошок марганца в бутылочке под резиновой пробкой и одна спиртовка. При таком оборудовании провести на уроке даже самый простейший опыт он не мог. Перед ним встала задача оборудовать в школе химический кабинет. Задавшись такой целью, он начал заводить знакомства с лаборантами больших химических лабораторий района. Он познакомился с лаборанткой заводской хим. лаборатории с доброй, очень отзывчивой женщиной, которая пригласила его на завод, познакомила с цехами, а особенно с лабораторией Омутнинского металлургического завода. С этого момента, после каждого посещения завода, он возвращался в школу с ценными для него химикатами, порой которых не имели и городские школы.
Познакомился с директором Залазнинского маслозавода и с лаборантом Омутнинского маслозавода, которые снабжали его серной и соляной кислотами.
В классах, в которых проходили уроки химии, другим учителям проводить уроки было невозможно – воздух был загазован. Поэтому Леониду Михайловичу освободили два класса на нижнем этаже, в которых он оборудовал химический кабинет. Сюда начали стекаться реактивы не только лабораторий ОМЗ и маслозаводов, но и Кировского пединститута, где к тому времени учился заочно Леонид Михайлович, а потом и института усовершенствования учителей, где Леонид Михайлович ежегодно читал лекции учителям области.
В те годы учителя - заочники учились в счет своего отпуска. Приняв экзамен у своих учащихся, учителя – заочники уезжали на сессию и возвращались в конце отпуска. Поэтому Леонид Михайлович, учась в Кировском пединституте, а потом и в аспирантуре, совсем не использовал отпуска и работал круглый год. А работоспособностью и трудолюбием он мог похвастаться!
Помимо учебы и общественной работы, он печатался в журналах «Химия в школе» и «Физика в школе». Вышло более 15 методических статей. В 1975 году защитил диссертацию на тему «Элементы стереохимии в курсе органической химии средней школы» и получил ученую степень кандидата педагогических наук.
За успехи в педагогическом труде ему присвоено звание «Заслуженного учителя школы РСФСР» и Учителя – методиста. В 1976 году был награждён орденом Трудового красного знамени.
За время учебы он не только учил ребят и делился опытом с преподавателями области, но учился и сам. Он три раза побывал на курсах усовершенствования учителей. При этом дважды окончил курсы усовершенствования при Московском Госуниверситете им. Ломоносова. Слушал лекции знаменитых ученых.
Работая в школе, он ежегодно руководил хором учителей и учеников. Благодаря ему Залазнинская школа всегда участвовала в районных смотрах художественной самодеятельности. Однажды со своим струнным оркестром, состоящим из нескольких человек в котором участвовал пенсионер Наумов Евгений Александрович, он в сборной команде района ездил на областной смотр художественной самодеятельности. А играл он на всех инструментах и научился этому самостоятельно. Его ежедневно можно было видеть с аккордеоном или за пианино, подбирающим репертуар для ученического или учительского хора. К любому поручению он относился очень серьёзно и ответственно.
В школе он бессменно вёл химический кружок. С учащимися старших классов проводил химические вечера с интересными опытами. Вёл факультатив по химии. Вспоминаю, как группа учащихся собралась возле нашего дома, чтобы отправиться на совхозное поле за пробами земли для определения кислотности почвы полей.
В годы учебы в школе он полюбил астрономию, потом преподавал её в 10 классе. Уроки проходили интересно, увлекательно. Когда позволяла погода, лёд на пруду был гладкий, а небо ясное и звёздное, он проводил уроки астрономии на льду Залазнинского пруда. Учащиеся наглядно изучали звёздное небо и получали не только знания, но и удовольствие, т.к. многие приходили на урок на коньках, как и он сам.
С 1981 года Леонид Михайлович работал в Кировском педагогическом институте. Коллектив кафедры принял его доброжелательно, многие относились к нему с уважением, т. к. он имел большой опыт работы в школе, чего не имели некоторые из них.
Несмотря на занятость, он любил застолья, компании с друзьями в которых был активным собеседником или задавал тон песней, которую знала вся компания. Очень любил песни времён Великой Отечественной войны.
Любил рыбалку. С увлечением, как и все рыбаки, рассказывал о счастливых моментах рыбалки, о чудных рыбах и удачных уловах. Любил выезжать на природу, особенно на ночь на берег пруда (хотя до смерти боялся комаров), сидеть у костра, философствовать с друзьями. А верным другом у него был Наумов Леонид Евгеньевич. Их дружба началась со школьных лет. Лёня Тукмачев в семье Наумовых был своим человеком. Мать Леонида Евгеньевича, Анастасия Фёдоровна, образованная, культурная, добрая женщина, имеющая своих пятерых детей, с теплом и лаской принимала детдомовца Лёню Тукмачева, угощала его пирогами и печеным картофелем, который считался у воспитанников д/дома лакомством и Леонид, лишенный матери с 5 лет, всю жизнь помнил и ценил эту ласку и доброту.
Бескорыстная мужская дружба Леонида Евгеньевича и Леонида Михайловича длилась на протяжении 50 лет. Все эти годы они были всегда вместе, дополняя друг друга, один теорией, другой практикой и добрым, умным советом. Они в спорах искали истину, но никогда не доводили дело до ссоры. Поэтому за 50 лет они никогда не разлучались надолго кроме службы в армии. Даже учась заочно в пединституте, они учились вместе, только на разных факультетах. Может ли кто-нибудь из читающих эти строки, похвастаться тем же?! И я уверена, что Леониду Евгеньевичу после потери друга очень его не хватает.
Жизнь Леонида Михайловича была короткой, но очень яркой. Он стремился всё увидеть, всё узнать, всё суметь. Его жизнь – это пример мужества, настойчивости и упорства, неравнодушия и активности.